— В одной российской газете рассказывается, как
на факультете психологии одного из московских институтов людей в
лечебных целях (чтобы снять у них психические расстройства) по их
собственному желанию вводят в состояние гипноза, чтобы помочь им
«увидеть» свои прошлые воплощения. Вот один из примеров. Молодой человек
видит себя какой-то петлей, которая с огромной скоростью несется к
Земле, затем попадает в комнату, где мужчина и женщина занимаются
любовью. Таких как он там много, они ждут и надеяться, что у пары все
получится. Но воплотиться сможет только один из них. Вдруг этого
молодого человека закручивает энергетическая воронка и втягивает
куда-то. Он чувствует себя внутри шара. Через определенное время он
рождается у этой женщины. В «Гарвардских лекциях» Его Святейшество
Далай-лама XIV говорит: «Если существу предназначено родиться из утробы,
оно видит своих будущих мать и отца в процессе совокупления».
Противоречий в том, что говорит Далай-лама и тем опытом, который описал
юноша, нет. Однако возникает вопрос: насколько реально «увидеть» прошлую
жизнь, находясь в состоянии гипноза? Не игра ли это воображения?
— Да, действительно можно видеть свою прошлую жизнь, находясь в
состоянии гипноза. Но это дается далеко не каждому. Этой способностью
обладают те личности, которые постигли природу ума и научились управлять
им. Для них видение своих прошлых жизней вполне реально.
Здесь
в Дхарамсале было несколько случаев, когда высокие ламы, достигшие
больших духовных реализаций, видели свои прошлые воплощения. Они давали
полную и достоверную информацию о своих родителях в прошлых жизнях.
Когда Далай-лама проверял такого рода информацию, действительно
оказывалось, что у ламы две мамы и два папы. Мама и папа, которые были в
прошлой жизни (в том случае, если лама будучи их сыном, умер, а
родители остались жить), и родители в настоящей жизни.
В
буддийских текстах говорится, что существо, оказавшееся в бардо после
смерти, обычно тонко чувствует и знает, где оно обретет свое новое
рождение. Если ему по карме суждено переродиться в низших мирах, он уже в
бардо начинает испытывать невероятные страдания.
— Цитирую Далай-ламу: «Если же человек в своем духовном развитии достиг
высокого уровня и способен управлять своим новым рождением, он имеет
возможность не просто родиться в очередной раз, а осознанно
переродиться. Существует множество видов осознанного перерождения». Что
необходимо для того, чтобы так управлять своим будущим? Может ли обычный
человек, не будучи монахом-практиком, осознанно переродиться?
—
Обычный человек не может осознанно переродиться. И обычному монаху это
тоже не под силу. Ум обычного человека после смерти целиком и полностью
зависит от кармы, поэтому он не может управлять новым рождением. Сила
кармы приведет человека именно к тому рождению, которое он заслужил по
совокупности своих накоплений. Выбора у него нет. Здесь все находится во
власти кармы.
Чтобы обрести осознанное рождение, как это
делают высокие перерожденцы, надо не только познать природу своего ума,
но и иметь власть над ним. Для того чтобы прийти к такому уровню,
необходимо заниматься духовными практиками. В буддизме их огромное
количество. Когда благодаря духовным практикам человек напрямую
постигает пустоту, лежащую в основе всех феноменов, в том числе и ума,
вот тогда он обретает способность управлять всеми процессами в своей
жизни: он осознанно умирает и осознанно - перерождается. Даже находясь в
бардо, он может все преобразовывать там. Вовсе не обязательно быть
монахом, чтобы достичь такого уровня, но обязательно надо быть
практикующим человеком. Без духовной практики такого состояния достичь
невозможно.
— Не все женщины, в
утробе которых зарождается жизнь, дают ей рождение. Я говорю об абортах,
число которых в мире растет неуклонно. Есть ли у абортированного
существа шанс оказаться в чреве другой женщины?
— С точки зрения буддизма аборт считается отнятием жизни, поэтому
рассматривается как отрицательное действие. В Америке и на Западе
существует концепция планирования семьи, в рамках которой аборты
допускаются. Мы же, буддисты, считаем, если ребенку суждено родиться, он
должен родиться. Сколько ему по накопленным заслугам в предыдущих
жизнях суждено иметь в этой жизни, столько он и будет иметь. Ни больше,
ни меньше. Вот в этом наше коренное расхождение с Западом.
Что
касается абортированного существа… Во время аборта из чрева женщины
удаляют зародыш. Зародыш в данном случае выступает как оболочка,
оболочка, внутри которой уже присутствует сознание - сем. Когда зародыш
удаляют, сознание вместе с ним покидает чрево женщины.
Абортированное
существо не всегда может родиться у другой женщины. Это может произойти
только в том случае, если карма второй женщины (не той, что сделала
аборт) созрела для того, чтобы родить ребенка. Если этот фактор
отсутствует, абортированное существо не имеет шанса оказаться в утробе
другой женщины.
Мы,
буддисты, за основу всех явлений берем закон кармы, т.е.
причинно-следственную связь. Чтобы произошло какое-то событие в нашей
жизни, неважно большое или маленькое, необходимы много-много разных
обстоятельств, которые в совокупности создают причину для того, чтобы
событие произошло. Если не будет хватать хотя бы одного обстоятельства,
уже ничего не произойдет. Чтобы было понятно, приведу пример из своих
прошлых жизней.
В одной из своих предыдущих жизней я был
Таранатхой, тибетским ученым. До того, как родиться им я прожил жизнь в
облике ламы, которого звали Кунга Пунцок. Когда срок моей жизни истек, я
оказался в бардо и увидел там свою будущую мать, у которой должен был
родиться. Ей было всего девять лет. Она не могла родить меня в таком
возрасте. Тогда я родился сыном у царя, который правил в Гайя, что
недалеко от Бодх-Гайя.
Когда моей
будущей маме исполнилось четырнадцать лет, она пришла ко мне и сказала: я
созрела для того, чтобы принять тебя. Она была необычной женщиной,
таких в Тибете называют дакинями. Я прожил совсем недолго в облике сына
царя Гайи (умер в детском возрасте) и переродился у женщины, у которой
должен был переродиться. Так я родился Таранатхой. Вот вам пример того,
как действует карма. Это общеизвестный факт из линии моих перерождений.
"После того, как сознание входит в лоно, у него уже нет возможности
выйти обратно или сказать "это место мне не нравится”. В течение
последующих семидневных периодов, идущих один за другим, из крохотного
зародыша развивается тело. Сначала создается центральный канал,
соединяющий пупок с глазами. Мало-помалу каждые семь дней происходит
новый этап в развитии, и, наконец, через девять месяцев и десять дней (в
тибетском календаре каждый месяц длится тридцать дней). В течение этого
времени у матери и ребенка одно дыхание. Когда мать активно что-то
делает, ребенок испытывает большое неудобство. Когда она ест, он
испытывает ужас - как будто его заваливают большой горой. Когда эти
девять месяцев и десять дней подходят к концу, ребенок - силой особой
праны - переворачивается вниз головой.
При
рождении ребенок испытывает такую боль, как ‘ если бы его мясо отдирали
от костей. Сам момент рождения - это как будто бы падаешь с неба и
ударяешься о землю. Только когда человек, наконец, родился и сделал
первый вздох - только тогда он становится независимым от дыхания матери.
"
Чокьи Нима Римпоче
— Известно, что высокие мастера покидают мир, находясь в состоянии
медитации. Описаны также случаи, когда мастер реализует свое радужное
тело. Как эти виды смерти отражаются на следующем воплощении? Это разные
уровни духовной реализации или разные способы ухода из мира?
-
Умереть в медитации и реализовать радужное тело -это не одно и то же,
это разные вещи, хотя тот и другой ознаменуют уход мастера из жизни.
Реализовать радужное тело - это значит ничего не оставить после себя,
остаются только волосы и ногти. Плотное тело, кости полностью
растворяются в пустоте. Когда мастер уходит таким способом, можно
увидеть радугу, которая появляется на том месте. Это чрезвычайно высокий
уровень духовной реализации. Его достичь гораздо сложнее, чем,
например, умирания во время медитации.
Те,
кто реализовал радужное тело, обычно уже не возвращаются. Однако
радужное тело мастера может за доли секунды испустить несколько
эманации, которые могут приходить в любом виде хоть куда. Это могут быть
тулку (высокие перерожденцы) или другие живые существа. Они приходят,
чтобы помогать всем другим живым существам.
Что
касается умирания во время медитации, то есть разные пути осуществления
этого процесса. Вы можете видеть мастера, сидящего в позе медитации. Со
стороны это выглядит просто как медитация. При этом мастер может
использовать практику пхова, то есть выбросить сознание через макушку.
Тантрические мастера медитируют на определенное божество и таким образом
достигают освобождения после смерти. Есть еще один способ умирания во
время медитации: мастер выходит на тонкие уровни и растворяет свое
сознание в ясном свете. Это также ведет к освобождению. Мастеров,
покинувших мир во время медитации, достаточно много.
Как
можно определить, что мастер окончательно ушел? Из одной его ноздри
выходит капля красного цвета, из другой - белая. И голова его резко
наклоняется вперед, тело расслабляется. Это верный знак того, что мастер
снова переродится. Он вернется в мир людей, чтобы помогать живым
существам практиковать Дхарму.
"Я знаю множество подобных историй, но особенно интересна одна из них,
которую рассказал мой дядя Тогдэн. В 1952 году в той части Тибета,
откуда я родом, жил старик, который в молодости несколько лет был вроде
слуги или помощника у одного учителя Дзогчена и потому, естественно,
слышал много Учений. Но всю остальную жизнь он провел, просто высекая
мантры на камнях, и тем зарабатывал себе на пропитание. Так он прожил
много лет, и никто не обращал на него внимания и не подозревал, что он
что-то практикует. Но однажды он объявил, что через семь дней собирается
умереть и послал за своим сыном, который был монахом в одном из
монастырей, сказав, что хочет оставить все свое имущество в дар
монастырю. Из монастыря повсюду разнеслась весть о том, что этот человек
попросил оставить его на семь дней взаперти, чтобы умереть. А так как
все поняли значение этой просьбы, то пришло много людей, и это событие
происходило у всех на виду. Там были представители разных буддийских
школ, больших монастырей, присутствовали даже чиновники китайской
администрации, которые в то время все поголовно были военнослужащими. И
когда вскрыли помещение, в котором тот человек был заперт на семь дней,
это произошло на глазах у множества людей. И все они увидели, что
никакого тела не осталось. Остались только волосы и ногти, которые
считаются нечистотами тела. "
Намкай Норбу
—Можно ли по времени и обстоятельствам смерти человека определить время и место его нового рождения?
—
Мы, тибетцы, делаем два вида астрологических расчетов - для умершего и
для того, кто еще жив. Еще при жизни можно определить, в какой из шести
сфер человеку предстоит переродиться: в мире Богов (Дэвов), полубогов
(Асуров), людей, животных, голодных духов (прет) и ада. Если ему грозит
перерождение в трех низших сферах (в сфере животных, голодных духов и
ада), то в целях предотвращения этого можно совершить определенные
действа, например, построить ступу, нарисовать танку, принять Посвящение
и.д. На этот счет есть конкретные указания в священных писаниях,
которыми руководствуются буддийские астрологи.
Для
живого человека делается белое исчисление. Для умершего - черное. По
нему можно определить когда, в какой стране, в какой среде переродится
человек. Если человек знает точное время своего рождения, ему могут
сделать исчисление на следующую жизнь в Институте тибетской медицины и
астрологии. Правда это стоит довольно дорого, потому что процедура
сложная и требует много времени.
"В сущности, эти шесть миров есть шесть измерений сознания, шесть
измерений возможных переживаний. В каждом из нас они проявляются как
шесть отрицательных эмоций: гнев, алчность, неведение, ревность,
гордость и блаженная рассеянность (блаженная рассеянность - это
эмоциональное состояние, в котором пять остальных эмоций присутствуют в
равной мере, пребывая в гармоничном равновесии). Разумеется, эти шесть м
и ров - не только разновидности эмоционального переживания, но и
подлинные миры, в которых существа рождаются, как мы родились в мире
людей, а лев - в мире животных.
..
.Хотя эти миры выглядят также отчетливо и конкретно, как видится нам
наш мир, на самом деле они призрачны и невещественны. Они пронизывают
друг друга, и мы связаны с каждым из них. Мы несем в себе семена
перерождения в других мирах, и, испытывая различные эмоции, приобщаемся к
качествам и страданиям, преобладающим в других мирах. "
Тендзин Вангьял Римпоче
— Может ли учитель отследить реинкарнацию своего ученика, если он, например, ушел из жизни раньше?
— Все зависит от учителя, от уровня его реализации. Если он обладает
ясновидением, то он, конечно, знает где и когда переродится его ученик, в
Тибете жил известный, мастер Атиша. Он спросил своего учителя,
встретится ли он с ним в следующей жизни. Учитель ответил ему: ? «Если
ты заразишься проказой, то ты меня встретишь, если этого не произойдет,
мы с тобой не встретимся». Это сложный вопрос, связанный с «работой»
кармы.
— Учителя Ведической традиции
утверждают, что существо, рожденное в человеческом теле, двигается по
пути эволюции от жизни к жизни. И возвращение его в мир низших форм
жизни весьма затруднительно. Буддийские же учителя говорят, что запросто
можно пойти вспять: прожить человеком, а переродиться собакой, комаром и
т.д. Откуда такое разночтение?
—
Каждая традиция дает свое объяснение феноменам бытия, поэтому и
возникают разночтения. Что касается буддистов, сразу хочу внести
уточнение. Они не говорят, что человек может переродиться где попало.
Они говорят: на что была заложена причина, там и рождается человек после
смерти. Если он всю жизнь был жадным, не практиковал щедрость, искал
удовлетворения вовне, а не внутри, то скорее всего переродится в мире
голодных духов, т.е. прет. Преобладающая их эмоция - алчность. Если
человек убивал и карал людей, причинял им неимоверные страдания, то он
переродится в адах. Существуют восемнадцать адов: девять горячих и
девять холодных. Миром ада правит гнев. Его кармические следы
проявляются в неприязни, отвращении, осуждении, насилии. Если человек
прожил жизнь в беспробудной лени и тупости, то точно переродится в мире
животных. Корень мира животных - неведение. Оно переживается как чувство
растерянности, неуверенности, непонимания и тупости.
К
чему человек заложил причину при жизни, там он и перерождается после
смерти. К сожалению, бывает так, что прожил жизнь человеком, а
переродился в низших мирах. Для убедительности расскажу поучительную
историю, которая произошла в Тибете.
Жил
один великий лама-перерожденец. У него были прекрасные учителя,
отличные условия жизни, что указывало на его благую карму, накопленную в
предыдущих жизнях. Но он прожил жизнь в праздности и лени, даже не
научился читать и писать. И вот наступил час его смерти.
В
это же время жил другой лама по имени Дугпа; он был эксцентричен,
непредсказуем, но в то же время считался большим философом и
волшебником, люди его уважали невзирая на его необычный нрав. Однажды
Дугпа увидел на берегу реки молодую девушку. Не говоря ни слова, он
вдруг накинулся на нее с намерением овладеть ею. Однако девушка
оказалась не из робкого десятка, она дала отпор немолодому Дугпа и
помчалась в деревню, чтобы рассказать о случившемся матери. Женщина по
описаниям дочери поняла о ком идет речь. Она сказала дочери: правила
поведения, обязательные для обычных людей, непригодны для святых,
обладающих сверхъестественными знаниями. Лама Дугпа не обязан соблюдать
ни нравственные, ни какие-либо другие законы, его действия диктуются
высшими соображениями, недоступными для понимания простых смертных. Все,
что бы он ни делал - во благо. Поэтому ты совершила ошибку, отказав
ему. Вернись к нему и попроси прощения.
Девушка
вернулась к реке. Дугпа сидел на берегу, погруженный в размышления. Она
упала к нему в ноги и стала просить прощения. Святой погладил ее по
голове и сказал: дитя мое, ты не возбуждаешь во мне ни малейшего
желания. Дело в другом. В соседнем монастыре умер лама-тулку, который
прожил жизнь в невежестве; он пренебрег всеми возможностями получить
высшие знания. Я увидел в бардо его блуждающее тонкое тело, увлекаемое к
несчастному перерождению. Из милосердия я решился предоставить ему
возможность через соитие с тобой воплотиться в новом человеческом теле,
но тяжесть его неблагой кармы оказалась сильнее - ты убежала. Пока ты
была в деревне, осел и ослица на лугу совокуплялись. Этот лама скоро
возродится осликом.
Вот вам,
пожалуйста, яркий пример кармического перерождения. Что посеешь, то и
пожнешь. Но у любого человека при жизни есть выбор. Если он копит много
благих заслуг, он тем самым закладывает причину для рождения в Чистой
земле.
«Но что оставшиеся в живых
могут сделать для умершего?» - спросила я Римпоче. Оказалось, что можно
сделать многое: можно исполнять разнообразные ритуалы; можно класть
умершему в рот определенные священные вещества; можно читать вслух
«Освобождение путем слушания в Бардо»; можно поместить на тело священный
образ, называемый «Освобождающий путем ношения». Особенно эффективно
будет, если реализованный мастер исполнит ритуал, которым он призывает
дух умершего к себе, и затем растворяет его в специальном изображении,
которым вслед за этим дает четыре посвящения. Во время каждого из
посвящений дается четкое и ясное введение в природу сознания. Этот
ритуал, называемый «сжигание имени», крайне полезен для мертвого
человека.
Далай-лама XIV в этих случаях рекомендует следующее: «Нужно понимать,
что непосредственно перед смертью у человека остается последний шанс,
поэтому, помогая ему, следует избегать малейшего намека на то, что может
породить в нем гнев или привязанность и тем самым осложнить его уход.
Следовательно, дети или близкие не должны пробуждать в умирающем
подобные чувства. Лучше всего, если мужественный друг, постоянно
находясь рядом с умирающим, будет стараться как можно умиротворять его
ум. Даже те верующие люди, которые при жизни не уделяли большого
внимания практике, могут провести предсмертные часы с большой пользой,
если посвятят их духовным упражнениям. Умирая, весьма полезно
сосредоточиться на добродетельной теме».
Беседу вела Марина Монгуш, доктор исторических наук, религиовед-буддолог, профессор
Его
Святейшество Богдо-гэгэн о тайнах смерти и бессмертия [Беседу вела
Марина Монгуш] // Империя Духа. – 2010. – № 5 (11) осень. – С. 56 – 59.